Российский рынок нефтепродуктов продолжает демонстрировать тревожную динамику. По данным торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, 8 сентября 2025 года дизельное топливо достигло рекордной стоимости за последние полтора года. Цена тонны летнего дизельного топлива составила 63 023 рубля, что стало максимальным показателем с середины апреля 2024 года.
Стоимость дизельного топлива в России обновила максимум за полтора года. По данным Петербургской биржи, в понедельник, 8 сентября, цена выросла до 63 023 рублей за тонну — рекордного уровня с апреля прошлого года
Рост цен на дизельное топливо происходит на фоне разнонаправленной динамики на рынке нефтепродуктов. В то время как дизель демонстрирует уверенный рост, бензин марки АИ-92 и АИ-95 показал незначительное снижение стоимости. АИ-92 подешевел на 0,38% до 71 408 рублей за тонну, а АИ-95 снизился на 0,9% до 79 539 рублей за тонну.
Особенностью текущей ситуации является выраженная региональная дифференциация цен. В Сибири и на Дальнем Востоке бензин марки АИ-92 сохраняется на исключительно высоком уровне — 76 381 рубль за тонну. Эта цена всего на 1,3 тысячи рублей меньше, чем стоимость АИ-95 в регионе, что свидетельствует о серьезном дефиците объемов топлива в восточных регионах страны.
Факторы ценового давления на рынке дизельного топлива
Аналитики выделяют несколько ключевых факторов, оказывающих давление на цены дизельного топлива. Одним из основных является ограничение экспортных поставок. Правительство России продлило на сентябрь полный запрет на вывоз бензина за рубеж для всех экспортеров. В октябре ограничения будут действовать только для непроизводителей, однако власти уже обсуждают возможность сохранения запрета для нефтяных компаний.
Значительное влияние на рынок оказывают проблемы с обеспеченностью топливом потребителей на внутреннем рынке. Как отмечают эксперты, именно этот фактор является причиной рекордного роста биржевых цен. Поставщики уверяют, что в сентябре смогут удовлетворить спрос на бензин за счет выходящих из срочных и плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов.
Ранее замглавы Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев допустил продление полного запрета на вывоз бензина из России, который в настоящее время действует до конца сентября
Сезонный фактор также играет важную роль в ценовой динамике. Весной и летом спрос на дизель традиционно растет из-за сельскохозяйственных работ и повышенной транспортной нагрузки в сезон массовых отпусков. Это создает дополнительное давление на розничные цены, особенно в регионах с активной логистикой и агропроизводством.
Региональные различия в ценах на дизельное топливо
Согласно данным исследования, проведенного специалистами, во втором квартале 2025 года цены на дизельное топливо выросли во всех проанализированных регионах, хотя темпы роста значительно различались. На 7 июля 2025 года средняя розничная цена составила 71,48 рубля за литр.
Наиболее сложная ситуация сложилась в Иркутской области, где цена на дизельное топливо достигла 75,9 рубля за литр. В то же время в Республике Татарстан была зафиксирована самая доступная цена — 65,6 рубля за литр. Разница между максимальной и минимальной ценой по стране превышает 10 рублей за литр, что свидетельствует о значительной неоднородности топливного рынка.
На федеральных трассах также сохраняется значительный разброс цен. По данным на июнь 2025 года, самая высокая цена зафиксирована на трассе М11 «Москва — Санкт-Петербург» — 72,1 рубля за литр, тогда как на трассе М12 отмечена самая низкая цена — 65,9 рубля за литр. Разница между разными дорогами составляет более 6 рублей за литр.
Влияние внешних факторов на топливный рынок
Наряду с внутренними факторами, на ситуацию на топливном рынке России оказывают влияние внешние обстоятельства. По данным международных изданий, в августе 2025 года простаивало около 23% мощностей нефтеперерабатывающих заводов России, что стало историческим рекордом. Из них 17% были остановлены именно из-за ударов дронов.
В результате атак беспилотников временно вышли из строя предприятия в Самарской области, Волгограде, Саратове и Рязани — одни из крупнейших в стране. Как отмечают эксперты, лето — традиционное время для планового ремонта на нефтеперерабатывающих заводах, но к нему добавился и ремонт внеплановый из-за атак украинских беспилотников.
Количество атак украинских дронов на НПЗ значительно возросло в августе этого года. По данным Reuters, в августе 2025 года простаивало около 23% мощностей нефтеперерабатывающих заводов России, что стало историческим рекордом
Экономические обозреватели обращают внимание, что топливные кризисы в России — не столько следствие атак дронов или сезонных факторов, сколько результат искаженной системы государственного регулирования. Российский рынок моторных топлив устроен так, что ценовые сигналы на нем заглушены, из-за чего конкретным поставщикам не слишком выгодно реагировать на изменение рыночной обстановки.
Перспективы развития ситуации на топливном рынке
Власти пытаются противодействовать кризисным явлениям на топливном рынке. Министерство энергетики планирует обратиться к нефтяным компаниям с предложением перенаправить часть переработанных нефтепродуктов с экспорта на внутренний рынок. Прежде всего это касается дизельного топлива.
Кроме того, в Министерстве энергетики решили перенести плановые ремонты НПЗ в нескольких регионах на другие даты, чтобы удовлетворить текущий спрос на топливо на внутреннем рынке. Эти меры направлены на стабилизацию ситуации и предотвращение дальнейшего роста цен.
Эксперты отмечают, что рост цен на дизельное топливо примерно соответствует уровню официальной инфляции, которая на май 2025 года, по данным Банка России, составляет 9,88%. Дизель пока остается менее подвержен росту, чем, например, высокооктановые бензины, стоимость которых выросла на 11–26%.
На фоне остановки НПЗ источники сообщают об увеличении экспорта сырой нефти. В августе «Роснефть» увеличила экспорт сырой нефти через западные порты до 2 млн баррелей в сутки — выше первоначально запланированных объемов. Как отмечают эксперты, причина проста: при падении переработки избыточное сырье направляют за границу. Для внутреннего рынка это ведет к сокращению предложения бензина и росту цен.
Ситуация в российской экономике вызывает тревогу у ее участников. Министр экономического развития Максим Решетников на Восточном экономическом форуме во Владивостоке сообщил, что экономика охлаждается быстрее, чем ожидалось, и министерство планирует скорректировать прогноз с учетом стрессового сценария.
Текущая ситуация на рынке дизельного топлива России характеризуется достижением рекордных ценовых показателей за последние полтора года. Рост стоимости дизеля происходит на фоне сложного сочетания факторов, включая ограничение экспорта, сезонный спрос, проблемы с перерабатывающими мощностями и внешнее воздействие.
Власти предпринимают меры по стабилизации ситуации, включая продление запрета на экспорт бензина и перенаправление нефтепродуктов на внутренний рынок. Однако региональные различия в ценах и дефицит топлива в восточных регионах страны сохраняются, создавая дополнительную напряженность.
Перспективы развития ситуации зависят от множества факторов, включая успешность мер государственного регулирования, восстановление мощностей НПЗ после ремонтов и динамику внешнеэкономических условий. Участникам рынка и потребителям стоит готовиться к сохранению повышенной волатильности цен на топливо в ближайшей перспективе.