
Короткие номера крупных банков, которые мы привыкли видеть на экранах своих телефонов, стали новым инструментом в арсенале мошенников. Аферисты освоили технологии, позволяющие подменять идентификатор вызывающего абонента, и теперь могут звонить гражданам, выдавая себя за сотрудников службы безопасности Сбербанка, ВТБ или других финансовых организаций. Это создает опасную иллюзию безопасности и заставляет даже бдительных людей на мгновение поверить злоумышленникам.
Зная, что большинство клиентов доверяет информации, поступающей от номеров банковских коротких линий, злоумышленники используют этот факт, чтобы лишить бдительности потенциальных жертв, — рассказала РИА Новости Евгения Лазарева, руководитель проекта Народного фронта «За права заёмщиков» и координатор платформы «Мошеловка».
Действительно, короткие номера давно стали для нас символом доверия. Мы сами используем их, чтобы позвонить в банк: сообщить об утере карты, срочно ее заблокировать, уточнить баланс или получить помощь, когда не работает мобильное приложение. С этих же номеров приходят смс-уведомления о транзакциях. Иногда банки действительно используют короткие номера для исходящих звонков, например, чтобы подтвердить подозрительную операцию или предложить новый продукт. Именно эта привычка — автоматически доверять знакомой комбинации цифр на экране — и играет на руку преступникам.
Технологии обмана: как аферисты подделывают номера банков и что делать, чтобы не попасться
Механизм мошенничества основан на уязвимостях современных технологий связи. Злоумышленники активно используют возможности IP-телефонии и специальные сервисы, позволяющие в реальном времени подменять номер, который отображается у вызываемого абонента.
Аферисты используют современные технологии IP-телефонии, которые позволяют произвольно изменять отображаемый на телефоне вызывающего номер. Это делается с помощью специальных программ и сервисов, позволяющих в реальном времени подставлять нужный номер или символы на экране жертвы, делая звонок максимально похожим на оригинальный, — поясняет Евгения Лазарева.
В результате человек видит на своем экране звонок с номера 900 (Сбербанк), 1000 (ВТБ) или 400 (Газпромбанк) и, естественно, думает, что звонит финансовая организация. Это моментально снижает критическое восприятие. Далее включается отработанный сценарий: «сотрудник службы безопасности» сообщает о попытке мошеннического списания, «технический специалист» предлагает «защитить счет», а «оператор» просит продиктовать код из смс для «отмены опасной операции».
Эксперты подчеркивают: банки никогда не будут звонить с коротких номеров для того, чтобы запросить у клиента конфиденциальную информацию. Настоящий сотрудник, даже если звонок связан с проверкой операции, не спросит у вас полный номер карты, CVV-код с обратной стороны, срок действия и тем более пароли из смс. Эти данные известны банку и без вашего участия.
Что же делать, если на экране загорелся номер, похожий на банковский? Во-первых, не спешите отвечать. Помните, что мошенники могут подделать любой номер. Во-вторых, если вы все же ответили и в ходе разговора заподозрили неладное, немедленно завершите беседу. Не перезванивайте по тому номеру, с которого вам звонили. В-третьих, для проверки информации самостоятельно наберите официальный номер службы поддержки вашего банка — тот, что указан на обратной стороне вашей карты или на официальном сайте. Спросите у оператора, действительно ли банк пытался с вами связаться и по какому поводу.
В результате человек видит в списке контактов или на экране сообщение с именем или номером, схожим с реальным банковским, что вызывает повышенное доверие и желание отозвать звонок или ответить, — предупреждает эксперт.
Таким образом, в эпоху цифровых технологии нельзя слепо доверять даже тому, что вы видите на экране своего телефона. Короткий номер — это уже не гарантия безопасности. Главное правило остается неизменным: ваш банк никогда не будет выпытывать у вас пароли и коды. Если их запрашивают — перед вами мошенник, каким бы «официальным» ни выглядел номер входящего вызова.